Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Category:

Люди не ломаются, ломаются процессы.

Пять почему — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы.Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?». Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос. Количество «5» подобрано эмпирическим путём и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем.

Не все проблемы имеют одну первопричину. Если хотите найти несколько причин, необходимо повторить технику с разным набором вопросов.

Метод не предлагает жестких правил и ограничений вроде того, какие вопросы задавать и/или как долго следует продолжать задавать вопрос для поиска дополнительных причин. Таким образом, даже если следовать методу, результат зависит от знаний и упорства вовлеченных людей.

Пример

Двигатель не заводится. (проблема)
Почему? — Сел аккумулятор (первый вопрос)
Почему? — Не работает генератор (второй вопрос)
Почему? — Проблемы с ремнем генератора (третий вопрос)
Почему? — Ремень был в порядке до этого момента, но ни разу не менялся (четвертый вопрос)
Почему? — Автомобиль не проходил должного технического осмотра по рекомендуемому графику (пятый вопрос, первопричина)

Вопросы для этого примера можно продолжать дальше, но пять итераций, как правило, позволяют найти первопричину. Необходимо побуждать отвечающего избегать предположений и логических ловушек, и вместо этого прослеживать цепочку причинно-следственных связей по возрастающей от проявления проблемы через несколько уровней абстракций до первопричины, отношение которой к исходной проблеме должно прослеживаться. Обратите внимание, что в этом примере, 5-е почему? указывает на нарушенный процесс или поддающееся изменению поведение, что свидетельствует о нахождении первопричины.

Интересно отметить, что последний ответ указывает на процесс. Это один из важных аспектов метода пяти почему — реальная первопричина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Неопытный персонал часто может заметить, что ответы часто указывают на классические причины: недостаток времени, недостаток финансирования, недостаток рабочей силы и т. п. Это, может быть, и верно, но такие причины находятся вне личного контроля. В таких случаях лучше использовать вопрос почему не получился процесс? вместо простого почему?

Используя метод пяти «Почему?» следует помнить одну простую вещь: «люди не ломаются, ломаются процессы»

(https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Пять_почему)

Tags: понимание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments