Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Соблюдение равновесия

Итак, давайте поставим вопрос: есть ли какое-либо доказательство тому, что Будда защищал здоровое эго?

На самом деле, указания касательно здорового эго переполняют эти тексты. Для начала, Будда определяет мудрого человека как того, кто осознает разницу между своей ответственностью и ответственностью другого человека. Такой человек берет на себя свою ответственность, а не перекладывает её на другого. Это первый принцип в функционировании эго. Далее можно вспомнить известную строки из Дхаммапады 290:

***
Если отказ от маленького счастьица
позволяет увидеть большое счастье,
пусть мудрый откажется от маленького счастьица,
размышляя о большом счастье.

Дхаммапада (Дхп. 290, ХХI. Глава о разном)

Практически это определение того, насколько успешно работают функции эго.

И такой взгляд не случаен. Он основывается на следующем необходимом для здорового эго предположении – учении о камме: мы несем ответственность за собственные поступки и ощущаем результаты своих действий. Эта гипотеза, в свою очередь, сформулирована более обширной психологией Благородного восьмеричного пути. Любой терапевт скажет вам, что здоровое эго укрепляется благодаря развитию здорового супер-эго, которое заключается в реалистичных человеческих обязанностях. Здоровое эго укрепляется также за счет умения безопасно удовлетворять свои первобытные желания сиюминутного счастья таким образом, чтобы долгосрочные стратегии эго не срывались вдруг ни с того ни с сего внезапным непреодолимым желанием. Эти две функции соблюдены в соответствующих факторах пути: правильное воззрение и правильное сосредоточение.

Правильное воззрение включает в себя желание отыскать истинное счастье. Поделите ваш опыт на четыре категории: страдание, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания. Далее сердцем прочувствуйте соответствующий для каждой категории императив: понимание страдания, отказ от причины страдания, осуществление прекращения страдания и развитие пути. Это буддийский рецепт для здорового супер-эго – набора обязанностей, соблюдая которые вам ни в коем случае не придется жертвовать своим настоящим благополучием ради кого-либо или чего-либо.

Что касается правильного сосредоточения, то одним из его ключевых моментов является удовольствие, независимое от объектов и чувственных порывов. Когда вы обретаете некоторые навыки в медитации и умеете вызвать ощущения такого удовольствия, когда только пожелаете, вы становитесь способными удовлетворить ваше желание сиюминутного наслаждения и ослабить любое желание чувственного удовольствия. Как однажды заметил Будда, люди стремятся к чувственным удовольствиям вкупе со всеми своими врожденными ограничениями только лишь потому, что не видят никакой другой альтернативы физической и умственной (психической) боли. Однако, как только вы освоите утонченную альтернативу, вы обнаружите новый способ накормить свои сиюминутные потребности, освободив при этом эго, чтобы оно могло функционировать максимально эффективно.

Кроме того, вы обнаружите ключ к стратегии Будды по обретению истинного счастья: возможно для того, чтобы для начала попробовать на вкус мгновенное удовольствие, которое не приносит вреда ни вам, ни кому бы то ни было. Чтобы ощутить подлинное счастье, вам не нужно забирать что-либо у других – это означает, что такое счастье никоим образом не вступает в конфликт с подлинным счастьем других людей.

Такое понимание является революционным. Для людей, зависимых от чувственных удовольствий, счастье – это вопрос суммы. Столько-то и столько-то вещей, столько-то и столько-то людей, которым должно этого всего хватать. Когда вы что-то получаете, кто-то другой теряет; когда же другие что-то получают, теряете вы. В мире с нулевой суммой в погоне за собственным счастьем необходимо считаться с устремлениями других и находить компромиссы. Однако, когда люди получают доступ к радости от правильного сосредоточения, они тем самым обнаруживают путь удовлетворения своего желания счастья таким образом, благодаря которому они способны приумножать счастье окружающих. Когда люди спокойны и внутренне довольны, они распространяют здоровое влияние во всех направлениях. Вот так с точки зрения буддизма здоровая деятельность эго приносит пользу как нам самим, так и окружающим.

Классической иллюстрацией для этого является изображение двух акробатов: один балансирует на кончике вертикально воткнутого в землю шеста, а другой стоит на плечах у первого. Чтобы выполнить этот трюк и безопасно спуститься вниз, каждый из них должен позаботиться о своем собственном равновесии. Другими словами, жизнь – это действо, основанное на соблюдении равновесия. Сохраняя свое равновесие, вы тем самым помогаете другим сохранять их собственное. Таким образом, буддийское понимание равновесия – это мудрое стремление к счастью, которое не является эгоистичным. По сути, это основа всех тех качеств личности, которые, кроме того, что связаны с традиционным путём, о котором Будда рассказывал своим ученикам, связаны и непосредственно с самим Буддой: его мудростью, состраданием и чистотой.

Будда говорит, что мудрость начинается с простого вопроса: Что из того, что я делаю, приведет меня к долгосрочному счастью? В этом случае мудрость заключается в понимании того, что счастье зависит от действий, и что значение имеет лишь стремление к долгосрочному счастью. Проверка для роста вашей мудрости заключается в умелой стратегии, а именно: вы в состоянии удержаться от совершения таких действий, которые вам нравятся, но приносят долгосрочный вред, а также способны настроить себя на совершение действий, которые вам не нравятся, но приводят к долгосрочному процветанию и счастью. Иначе говоря, зрелая мудрость требует (от вас) зрелого эго.



(Больше тут: https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/egoless.htm)
Tags: понимание буддизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments