Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

хотя бы все демоны в изумлении таращились на них.

«Сутра Царя Медитации» гласит: «Предположим, что некто и способен развить такие концентрации (вершин круговорота бытия и проч.), но, несмотря на это, он не способен разрушить привязанность к Я. По этой причине клеши с необходимостью возвратятся, тревожа ум – так развивал концентрацию и Удрака Рамапутра.» Благодаря силе, возникающей из цепляния за концепцию самого существования, такой практик вновь будет озабочен клешами, как произошло и с иноверцем (тиртхикой) Удракой Рамапутрой. Такой практик будет обречен вернуться в сознание низших состояний. Каков же смысл для тех, кто обладает высшими способностями, удовлетворяться лишь обретением житейского проникновения, которое может только успокоить проявленные клеши?

Вопрос: В таком случае, не окажется ли безмятежность (shamatha), (уже упомянутая в этой книге), обретенная с таким трудом, чем-то бессмысленным?

Ответ: В «Хвале похвальному» говорится так: «Последователи учения могут, даже не обретая явного плода (первой концентрации) выйти из круговорота бытия, хотя бы все демоны в изумлении таращились на них.» После того, как подготовка к обретению первой концентрации завершена, практик может уже не прикладывать усилий для обретения явного плода. Посредством медитации на значении пустоты, что является предметом духовного проникновения, он и достигает освобождения из круговорота бытия.

Сомнение: Если, совершенствуя мудрость, невозможно достичь всеведения, то тот, кто обладает высшими способностями, ничем не будет отличаться от того, чьи способности ниже (поскольку оба практикуют один вид мудрости).

Ответ: Подобного заблуждения не является редкостью среди тех, кто ознакомлен лишь с частью учения. Так и як, слепой на один глаз поедает траву (только в одном круге). В книге уже давалось исчерпывающее разъяснение способов обучения для желающих достичь высшего Просветления ради блага всех существ. Для тех, чьи способности высшие, и тех, чьи способности, скажем, средние эти способы будут различными. Таким образом, несмотря на то, что люди с различными способностями практикуют одинаковую медитацию пустоты, они никоим образом не равны.

Досточтимый лама Цонкапа учит в своих «Трех центральных аспектах Пути»:

Не обладая мудростью, распознающей
Способ существования явлений,
Даже имей ты четкую мысль
Покинуть круговорот бытия
И искреннее желая блага другим,
Не сможешь отсечь ты корни страданий.
Поэтому сделай попытку причины
И следствия познать.

Обладающий высшими способностями не только желает достичь высшего Просветления ради блага всех существ, но, более того, он культивирует особого рода мудрость, объединяя ее со своей мотивацией. Его практика – это не сокращенная практика того, чьи способности средние или малые.

Вопрос: Безмятежность и проникновение используются также и в практике концентрации и мудрости того, чьи способности средние. Что же здесь такое особенное необходимо для того, чтобы объединить эту практику с деяниями Бодхисаттвы?



(Дальше и больше тут: http://www.abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Dalay%20Lama/V/0001.pdf)
Tags: понимание V Далай-лама не-чтойность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments