Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Category:

Молитва-приглашение

Типичный сборник помимо дхарани включает в себя ряд коротких вспомогательных текстов. Он часто открывается приглашением к мирским богам и духам, за которыми следуют сами дхарани, и, наконец, сборник завершается рядом восхвалений и молитв (13). Peter Skilling (в своей работе «The Raksa Literature») отметил аналогичную закономерность в текстах паритт (paritta): «Во всех этих сборниках, – пишет он, – канонической тексты паритт помещаются внутри вспомогательных открывающих и закрывающих стихов (paritta-parikamma и т.п.)» (1992, 122) (14).

Полное значение этой базовой троичной структуры «открывающее приглашение – дхарани – закрывающая молитва» становится очевидным, когда вы видите, что в таком же формате выполнены разделы дхарани [gzungs ‘dus; т. е. dharanisamgraha) поздних тибетских канонов. Там мы тоже видим такую же приглашающую молитву (Q. 470-471), за которой следуют все дхарани-сутры, а затем и заключительная последовательность восхвалений и молитв (Q. 710-729) (15). Эти четкие параллели предполагают, что ранние сборники дхарани, возможно, служили формальными моделями для поздних канонов (16).

Приглашающая молитва, которая иногда открывает сборники, явно пользовалась популярностью, поскольку ряд ее вариантов присутствует как в рукописях Дуньхуана, так и в поздних канонах. Дуньхуанские версии носят название «Приглашение великих богов и нагов» (Lha hlu chen po mams spyan drang ba), или иногда просто «Rgyud gsum pa», которое я не рискну переводить. Как следует из названия, приглашения адресуются мирским богам и духам индийского пантеона: от Индры до Семи матерей (saptamatarah), чтобы те пришли и наблюдали за декламациями дхарани, которые последуют далее. Поэтому в заключительной строке этой молитвы говорится: «Слушайте все [вы] эти слова совершенного победителя» (17).

<...>

Житель раннего Тибета понимал, что он (или она) должен призвать мирских богов и духов, чтобы те засвидетельствовали декламацию им (или ей) дхарани. Затем призванные боги были обязаны служить декламатору, благодаря тому, что ранее они были покорены мифическим князем Вайшали.

С этого момента остальная часть комментария подробно разбирает молитву-приглашение, обсуждая поименно каждого бога и демона, а в конце возвращает нас к ритуальной обстановке, в которой должны быть прочитаны приглашения.

Заключительный совет посвящен тому, какие вещества должны подноситься в зависимости от того, каких конкретных богов или демонов читатель стремится вызвать. При этом, особое внимание уделяется нагам, которые, как следует из текста, имели особую значимость для ранних тибетцев.

Учитывая подробные обсуждения, присутствующие в IOL TIB J 711, становится ясным, что тибетцы Дуньхуана хорошо знали литургическое значение молитвы-приглашения, с которой начинается так много сборников дхарани. Мы можем также предположить, что некоторые чтецы дхарани могли даже направлять свои декламации на конкретные типы существ (например, на нагов), используя соответствующие подношения в соответствии с тем, какого эффекта они хотели добиться.

(https://webshus.ru/22606)

Tags: форма содержание дхарани
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments