Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Category:

А мы этим пользуемся…

Но вернёмся к ламриму. Его первые темы: трудность обретения свобод и благ, присущих воплощению в человеческом теле, непостоянство и смерть и так далее. В этих разделах прямо не говорится о прошлых и будущих рождениях, но мне бы хотелось обсудить именно это.

Предположим, что будущих рождений не существует, что после смерти нет ничего, есть ли тогда смысл заниматься практикой Дхармы?

Каковы наши обычные цели? Чего мы хотим? Мы хотим поступить в учебное заведение, освоить профессию, иметь успешный бизнес, обладать хорошим здоровьем... Но, преследуя такие цели, следует ли обращаться за помощью именно к Будде?

Если мы обращаемся к буддийским божествам с подобными просьбами, уповаем на Будду с такими мыслями, то, может быть, наши желания и сбудутся. Но обязательно ли для этого быть буддистами? Ведь другие люди также обращаются за помощью к своим богам. Индуисты просят о том же Махешвару и Индру, мусульмане – Аллаха. Они выполняют практики соответствующих религий и, зачастую, получают желаемое.

Хочу рассказать одну историю. Однажды я ехал в автобусе из Бангалора и рядом со мной сидели три мусульманки – мать с дочерями. У одной из девочек случился припадок, похожий на эпилептический, она начала кричать, её трясло. Я сидел и не мог сообразить, чем помочь. Пока я размышлял, мать вытащила чётки и принялась начитывать молитвы. После этого она погладила чётками дочь по голове, подула на неё и девочка успокоилась. Таким образом, я своими глазами видел, что если обращаться с молитвами к Аллаху, совершать мусульманские практики, то это поможет. Это меня поразило.

В наших буддийских книгах нет указаний, как сделать те или иные технические приспособления: магнитофон, компьютер, самолёт… Этого нет в наших писаниях. Чтобы воспользоваться этими техническими достижениями, мы не начитываем мантры и не произносим молитвы. Когда нам нужно куда-то добраться, мы садимся в самолёт; если нужно что-то узнать, используем компьютер; стало жарко – включаем кондиционер. Для подобных целей Дхарма не нужна– достаточно научных знаний. Двести-триста лет назад величайшие цари и махараджи и мечтать не могли о тех благах, которыми мы с вами обладаем. В XV веке люди даже во сне они не могли увидеть самолёт, компьютер или кондиционер. А мы этим пользуемся…

Появляется вопрос: нужна ли нам религия, духовная практика и, в частности, нужен ли нам буддизм? Также возникает вопрос: что такое счастье, что нужно для его обретения и какого счастья мы хотим?

Безусловно, комфортные внешние условия важны для счастья, но сами по себе они не приводит к полному счастью. Более того, наличие всевозможных технических новинок еще не гарантирует того, что они будут использованы во благо. Это зависит только от человека – технологии можно использовать как для того, чтобы стать лучше, счастливее, облегчить жизнь других людей, так и для того, чтобы нанести вред окружающим, стать хуже, создать себе дополнительные проблемы. Каждый из нас хочет прожить достойную и счастливую жизнь, но материальные возможности сами по себе не сделают нас счастливыми, зачастую как раз наоборот. Внешний комфорт должен сопровождаться определенными внутренними факторами для того, чтобы наше существование обретало истинный смысл. Богатство внутреннего мира проявляется в отношении к окружающим: если человек хочет быть полезным, помогать другим, обладает терпением, непредвзятостью, знанием меры и внутренней гармонией, то он никогда не совершит ничего такого, что принесёт вред другим существам. Откуда же берутся эти качества? Из духовной практики. Ею важно заниматься, потому что никакие технические новинки, никакая наука не сможет наделить нас подобными качествами. Мы развиваем свой внутренний мир с помощью духовных практик, и наиболее полное описание этого процесса содержится именно в буддизме.

Становиться буддистом или нет – это личное дело каждого, но любому человеку будет полезно заимствовать какие-то наставления из буддизма, почерпнуть из него что-то важное для себя.

Его Святейшество постоянно повторяет, что наши главные враги – это чувство собственной важности и уверенность в том, что наше «я» обладает некой независимой сущностью. Именно они порождают все наши беды и страдания и, если мы хотим избавиться от несчастий, достичь освобождения, всеведения, то нам необходимо бороться с этими врагами и победить их.

Чадо Тулку Ринпоче

Tags: воззрение чадо тулку
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment