Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Category:

и теми, кто на пути

(Кор): Но что касается подлинной природы «я», то в минуты осознавания, а особенности когда удается до некоторой степени освободиться от мыслей и объединить тело, речь и ум воедино (как вы учили), то кажется, что за этим все же что-то стоит, нечто, не подверженное изменениям. Логически говоря, доктрина непостоянства означает, что «я» не существует, но разве порой это не противоречит нашему опыту?

(ДКР): Да, есть состояние, которое вне концепций или мыслей, и которое непостижимо. Его природа ― пустота, а его проявление ― сострадание, и когда это великое сострадание принимает ту или иную форму в ответ на нужды существ, то на относительном уровне мы можем говорить о переменах и непостоянстве. Но есть состояние, которое за пределами самих понятий «перемен» или «постоянства». Если бы мы достигли того уровня, то в том состоянии мы бы обнаружили такое «я», которое будет довольно сильно отличаться, скажем, от наших теперешних представлений об атмане. Абсолютная истина находится целиком и полностью за пределами концепций или умопостроений на предмет бытия или небытия, постоянства или непостоянства, и так далее. Так что, в каком-то смысле, можно было бы говорить о «Великом Постоянстве» как метафоре, означающей неизменность абсолютной истины, но ни в коем случае не следует понимать его как некую постоянную сущность, которой можно было бы приклеить ярлык «самости» или «атмана», так как это опять же приводило бы к ограничениям. Нет необходимости постулировать существование «я», ведь абсолютная природа вне каких бы то ни было концепций. Ограничивающие концепции и взгляды, такие как этернализм и нигилизм, и есть корень заблуждения.

― Тогда цель нашей практики ― соединение с тем уровнем за пределами концепций?

― Да.

― Мне кажется, что этот взгляд очень близок к представлениям современных западных физиков, утверждающих, что есть энергия и пространство, и, в общем-то, больше ничего. В основном пустота.

― Да, довольно близок. Буддийское воззрение также утверждает, что когда мы пытаемся разложить феноменальный мир на составляющие, вплоть до независимых, реально существующих и неделимых атомов, то нам не удается их обнаружить.

― Я хотел бы еще спросить о страдании, потому что одной из основных мотиваций, которая должна побуждать нас прилагать усилия на духовном пути со всеми его сложными практиками, которые необходимо выполнять, ― это желание освободиться от страданий. И все же меня интересует: а не страдают ли высшие существа, лучше осознающие происходящее, еще больше, чем мы?

― Для нас важно понимать природу страданий в самсаре; но одного понимания недостаточно. Есть разница между обычными существами и теми, кто на пути. Последние могут одновременно понимать страдание и пустоту страдания, то есть у них есть мудрость. Такая мудрость полностью выводит нас за пределы любого страдания в обычном смысле этого слова и включает в себя сострадание, которое сильнее страдания. Поэтому есть разница между теми, кто страдает пассивно, без сострадания, и теми, кто в то же время испытывает сострадание, рожденное из мудрости.

Джеймс и Кэрол Джордж «Большие ожидания, не подкрепленные усердием, ― препятствие для развития Дхармы»
Перевод с тибетского на английский: Тулку Пема Вангьял Ринпоче
Перевод на русский: Дмитрий Петренко



(http://savetibet.ru/2011/04/24/dilgo_khyentse.html)
Tags: ясность дилго кхьенце ринпоче пустота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments