Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Categories:

Внутренняя алхимия

Этот Люй Дун-бинь (Люй-цзу) интересен нам в первую очередь тем, что текст «Золотого цветка» состоит из его изречений (плюс более поздние комментарии к ним). Он жил где-то в VIII — IX веках. Начинал как конфуцианский ученый, но потом повстречал даоса Чжунли Цюаня (одного из восьмерки бессмертных), принял монашество, ушел в горы, практиковал алхимию, стал патриархом. Патриаршество Люй Дун-биня наследовал Лю Хай-чань (чья трехногая жаба на куче монет теперь и у нас продается чуть не на каждом углу), а следующим патриархом «пути золота и киновари» стал Чжан Бо-дуан, автор знаменитого трактата «Главы о прозрении истины», в котором, собственно, и сформулированы основные положения китайской алхимии.



Вернемся, однако, к Люй Дун-биню, чей голос звучит в «Тайне Золотого цветка». Это один из самых почитаемых даосских святых. Как и его учитель, он входит в число восьми бессмертных. О нем рассказывают много любопытных историй. Так, одно время он жил в доме гетеры, дарил ей подарки, но никогда не спал с ней. Как-то раз она попыталась его соблазнить, но Люй ответил со смехом: мол, нельзя, я бремененный, в моем чреве зреет зародыш. Даос, конечно, имел в виду «бессмертный зародыш» (сянь тай).

Китайская алхимия — это путь достижения бессмертия. Различают внешнюю алхимию (вай дань), предполагающую изготовление медикаментов, которые человек принимает для достижения долголетия или бессмертия, и внутреннюю алхимию (нэй дань), представляющую собой систему психофизических практик, при помощи которых тело бессмертия возникает внутри самого человека.

«Тайна Золотого цветка» — как раз трактат по внутренней алхимии. Основная теоретическая предпосылка ее проста: человек еще до зачатия существует в виде некоей целостности, монады, а когда он является в физический мир, монада разделяется. Вильгельм говорит: «Еще до рождения, непосредственно в момент зачатия, она превращается в биполярное явление “человеческой природы” и “жизни” (син и мин)». А чтобы вернуть утраченное единство, надо родиться заново. И для начала — зачать в виртуальной утробе (а она есть у каждого) зародыш бессмертия, из которого затем и вырастет бессмертное тело.



Что представляют собой эти син («человеческая природа») и мин («жизнь»)? Иероглиф син образован из двух составляющих: синь («сердце») и шен («рождать»). Пиктограмма шен изображает побег, вырастающий из земли, а синь изображает сердце и означает «сознание» (по представлениям китайцев, сердце — источник мысли и разума). Что же касается иероглифа мин («жизнь»), то он включает элементы «рот» и «приказ», а обозначает некое сочетание судьбы и витальности. Вильгельм объясняет: «“Человеческая природа” (син) как понятие, несомненно связанное с логосом, обнаруживает тесное соединение с “жизнью” (мин), когда входит в мир явлений. Иероглиф мин в действительности означает “волю небес”, затем судьбу, рок, предназначенный человеку, и, исходя из этого, также продолжительность быстротекущей жизни, меру жизненной энергии, отпущенной человеку, и, таким образом, получается, что мин (“жизнь”) близко связан с эросом».

<...>

Западный человек склонен думать, что «осознанная жизнь» — это нечто вроде постоянного контроля: я осознаю то, что со мной происходит, и действую в соответствии с этим. Иные даже пытаются жить так. Но — где гарантия того, что, когда я что-нибудь делаю (например, контролирую себя), это делаю именно я (мое «я»), а не кто-то другой во мне? Такой гарантии нет. Зато известно много случаев, когда человек, который старается все осознавать, безнадежно запутывается в бессознательном. «Но вот если удастся признать бессознательное в качестве одной из действующих сил наряду с сознанием и жить так, чтобы по возможности учитывались сознательные и бессознательные (т.е. инстинктивные) потребности, то центром тяжести целокупной личности будет уже не "я", которое является только центром сознания, а, так сказать, виртуальная точка между сознанием и бессознательным, точка, заслуживающая названия Самости». Дальше Юнг проецирует это на «Тайну Золотого цветка»: «Изготовление и рождение этой верховной личности и есть то, на что ориентирует наш текст, когда ведет речь о "священном плоде", об "алмазном теле" и тому подобном, относящемся к нетленной плоти».

Олег Давыдов "Места силы. Шаманские экскурсы. Карл Юнг. Зародыш бессмертия"



(https://www.peremeny.ru/column/view/1426/)
Tags: понимание юнг золотой цветок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments