Ада Ардис (ada_ardis) wrote,
Ада Ардис
ada_ardis

Category:

Две реальности

В сансаре все восприятия — это опыт относительной действительности. Нирвана (а она — вне иллюзий и страданий сансары) — есть уровень высшей реальности.

Например, с относительной точки зрения переживания существа, находящегося в адском состоянии, реальны, однако с точки зрения высшей реальности они иллюзорны. Это означает, что существо, пребывающее в сфере ада, страдает там по-настоящему, с его точки зрения опыт и мучения вполне реальны, и это ад. Но с точки зрения высшей, абсолютной реальности ада не существует, он лишь проекция, результат работы Ума, природа которого сущностно пуста.

Страдания проистекают от иллюзии, заключающейся в том, что не распознается пустотность феноменов. Из-за этого мы приписываем явлениям реальность, которой у них нет. Привязанность к этому стереотипу порабощает нас и ввергает в мучительные переживания.

Такое положение проще понять на примере сновидения. Допустим, сновидец находятся во власти кошмара и страдает. Для него самого кошмар истинен, это даже единственная действительность, которую он знает. Однако у этого сновидения нет ощутимой реальности, у него нет ничего, кроме обусловленности присущей Уму сновидца и его личной кармы. Так что с предельной точки зрения высшей реальности это иллюзия. Иллюзия сновидца в том, что он не распознает природы своего опыта. Не ведая этой природы, он принимает свои же порождения, проекции своего Ума, за самостоятельную реальность, пугается своих же творений и сам создает свои страдания. Будда Шакьямуни учил, что все состояния и сансаре, все явления и вообще весь наш опыт обусловлены и его нельзя считать ни действительно истинным, ни полностью кажущимся для пояснения этой двойственной природы он воспользовался образом; на водной глади отражается лунный лик:

"Природа всякого явления, всякой видимости
Подобна отражению луны в воде".

Луна, отражающаяся на водной поверхности, реальна постольку, поскольку она видима. Но ее действительность лишь кажущаяся, она относительна и иллюзорна, ибо луна на воде — только отражение. Она ни истинная реальность, ни полная иллюзорность

При таком рассмотрении относительную реальность можно назвать и кажущейся действительностью.

Будда Шакьямуни использовал и другие примеры. Он говорил, что всякая вещь по природе подобна отражению, наваждению, радуге, тени, миражу, образу в зеркале, эху и прочее. Помимо чистой видимости, порожденной «действием» сопутствующих факторов, никакой феномен не обладает своим собственным существованием.

Надо постараться лучше понять это положение, ибо пусть у явлений нет настоящей реальности, мы все равно привязываемся к ним, словно они реальны. Предназначение проповеди Будды заключается в том, чтобы ослабить и убрать эту привязанность, являющуюся источником иллюзий столь же устойчивых, как и кармические обусловленности.

Кьябдже Калу Ринпоче

Tags: ясность калу ринпоче
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments